КОРИДОРЫ ДЕТСКОГО САДА
ППРС В ГРУППАХ
Создание развивающей предметно пространственной среды в сотрудничестве с родителями.
Сегодня является общепризнанным, что пространственная развивающая среда оказывает влияние на умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды. Наш педагогический коллектив испытывает интерес к обновлению РППС, придерживаясь принципа: «Не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а ДОУ должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, выполняя образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции». Придерживаясь требований к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО, педагогический коллектив нашего детского сада совместно с родителями создают свою индивидуальную, многофункциональную среду, предоставляющую возможность для организации различных видов детской деятельности. Мы своими силами из старой мебели, строительного и бросового материала делаем образовательное оборудование, детскую игровую мебель, дидактический материал, инвентарь. Основной смысл работы, над преобразованием развивающей предметно пространственной среды состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего окружения в детском саду. Работа строится следующим образом:
- рассматриваются запросы родителей
2. проводятся наблюдения педагогов за интересами воспитанников;
3. совместная работа администрации ДОУ, воспитателей, специалистов по планированию изменений в ППС;
4. преобразование среды в совместной деятельности с родителями.
5. наполняемость среды продуктами детской деятельности.
- образом, каждый учебный год в развивающей предметно пространственной среде детского сада в совместной деятельности родителей и педагогического коллектива появляются новые элементы, не требующие больших финансовых затрат.
Исходя из запросов родителей, в холле детского сада появилась мини-библиотека. Книжный фонд пополняется родителями, сотрудниками, гостями детского сада, а так же книгами, изготовленными своими руками. В нашей библиотеке есть книги для родителей и детей, которые они берут домой для чтения.
Лестничный проём преобразовался в оформленное пространство для детских работ и детско-родительских выставок. Воспитанники самостоятельно развешивают свои работы на лестничных перилах при помощи прищепок. Из старой мебели построили подиум на лестничном проёме, где родители и дети выставляют свои поделки.
Стены детского сада оформили таким образом, что на них дети рисуют мелом. Так же есть место для больших настенных раскрасок и рисунков, где воспитанники самостоятельно или совместно с родителями создают свои художественные шедевры. Для рисования мелом на необычных предметах, сделали дощечки в виде разнообразных геометрических фигур из берёзовых спилов и ДСП, которые покрыли специальным безопасным составом.
В сотрудничестве с родителями в детском саду создаётся обстановка, которая в наибольшей степени удобна детям, для выполнения выбранной ими деятельности:
- В группах появились спортивные комплексы, сделанные своими руками. Это физкультурные лестницы (из деревянных черенков и плахи), степы для степ аэробики (из плахи), призовые пьедесталы, детские горки для скатывания и ходьбы (из старой мебели), маты и игровые мягкие модули (из старых матрасов), спортивный инвентарь (из бросового материала).
- Оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Это столы для песка и воды; настенные календари, для формирования знаний детей о месяцах, неделях, днях, о днях рождениях, о времени, о составе семьи; передвижной игровой стенд по ПДД. В группах есть уголки по ПДД на магнитной доске и игровой материал на магнитах (сделанные своими руками) для изучения ПДД (всё сделано из старой мебели, нержавеющего железа, бросового материала).
- Крупный строительный материал (из ДВП, деревянного штакетника, картонных труб) в виде арок, кубов, квадратов, плоскостных фигур и т.д.
- Оборудование для «взрослой» деятельности, для приготовления еды, глаженья белья, детские шкафы в рост детей, детская кухня и т.д. (из старой мебели).
- Уголки уединения из подручного материала в виде: «шалаша», «куба», «сказочного домика».
- Ширмы-домики для разных сюжетно-ролевых игр, подиумы (на которых можно выступать, конструировать), разнообразные многофункциональные, легко трансформируемые передвижные полочки, которые служат, например ступенькой для доступа к подоконнику или несут функцию «полочки для игрушек».
При организации пространства в группах мы подключаем к этому самих детей. Они вносят свои предложения по поводу изменения окружающей обстановки. Каждое из этих предложений выслушивается и обсуждается. Если предложение ребёнка принимается, то дальше организовывается совместные поиски возможностей и способностей его реализации – выясняем, что могут сделать сами дети, а что - взрослые. Так, например, в старшей группе дети предложили сделать большие напольные шашки. Дети определили место (на полу в приёмной), воспитатели нарисовали шахматную доску, родители из спила берёзы сделали шашки, дети покрасили спилы, превратив их в чёрно-белые шашки.
В театральных уголках групп созданы условия для постановки спектаклей, театрализации с помощью различных видов театра.
Стены групп используются для плоскостного макетирования, с помощью которого стимулируется интерес и любознательность у воспитанников ДОУ.
Изучая тему «Я с детства с книжками дружу» ребята решили сделать книги своими руками. Была организована детско-родительская мастерская по изготовлению книг, и наша библиотека пополнилась новыми книгами на разные темы.
Необходимо отметить, что РППС была оформлена и изменена на прогулочных площадках ДОУ.
Ребёнок постоянно меняется, становится другим, и к этим изменениям он приспосабливает окружающую среду. В противном случае он перерастает её, она становится ему не интересной. Поэтому наш педагогический коллектив в сотрудничестве с родителями организует развивающую предметно пространственную среду в соответствии с меняющимися вкусами, замыслами детей. Воспитатели создают условия для того чтобы дети могли создавать обстановку, которая в наибольшей степени удобна для выполнения выбранной ими деятельности. Кроме того, педагогический коллектив с определенной периодичностью организовывает более или менее значительные изменения развивающей среды – такие неожиданные и приятные сюрпризы для детей, которые заставляют их с нетерпением ждать следующего прихода в детский сад.
РППС в нашем ДОУ, не только развивающая, но и развивающаяся! Постоянно меняется, обновляется и пополняется.
Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС простроена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
|