0 – 1 год:
Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Характеристика физического развития:
Месяц
|
Физические навыки малыша
|
1
|
Пытается приподнимать голову
|
2
|
Улучшается координация движений
|
3
|
Уверенно держит голову
|
4
|
Фиксирует взгляд на движущихся предметах
|
5
|
Сам переворачивается, ползает назад
|
6
|
Ползает по-пластунски
|
7
|
Сидит с опорой, ползает вперед, пьет из чашки, кушает с ложечки
|
8
|
Может вставать и передвигаться у опоры, самостоятельно сидит
|
9
|
Стоит и ходит с опорой, ползает
|
10
|
Садится из положения стоя, пытается ходить
|
11
|
Поднимает предметы с пола, встает, приседает
|
12
|
Активно передвигается, ложится, встает, ходит
|
1 – 2 года:
Физическое развитие:
на 2-м году жизни самым важным навыком для ребенка становится ходьба. Если в один год большинство детей еще используют опору, чтобы встать, и боятся отпустить руку взрослого, то к 1,5 годам самостоятельные прогулки уже не вызывают трудностей у карапуза. Развитие крупной моторики ребенка позволяет ему на втором году жизни освоить умение ходить по лестнице.
Психическое развитие:
Между 1 и 2 годом жизни психика ребенка еще очень несовершенна, идет процесс развития всех основных направлений нервно-психического восприятия, развиваются умения воспринимать, анализировать и преобразовывать полученную информацию в конкретные знания.
- все эмоции, которые испытывает ребенок, одинаково сильны
- ребенок в 1-2 года эгоистичен
- постепенно дети перестают опасаться незнакомых взрослых людей, могут идти с ними на контакт
- дети в 1-2 года не имеют воображения, все их игры — шаблонные действия
- нервно-психическое развитие детей от 1 до 2 лет отличается от следующих возрастных периодов отсутствием контроля желаний
- на 2-м году жизни дети начинают понимать похвалу и им очень нравится, когда взрослые отмечают их достижения
- с 1,5 лет дети способны запоминать новые места, начинают легче адаптироваться к новым обстоятельствам.
- На 2-м году жизни в психике малыша зарождается стремление к самостоятельности
2 – 3 года:
Психическое развитие:
- В течение этого времени ваше чадо окончательно и бесповоротно научится контролировать свои нужды.
- Личность и индивидуальность крепыша активно развивается на этой стадии
- Также в этом возрасте ребенок учится общаться, поэтому покажите ему, как правильно это делать
Физическое развитие:
Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
- Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
- Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.
- Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами
- Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков
- Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой
3 – 4 года:
Физическое развитие:
Младший дошкольный возраст — новый этап в жизни ребенка. Кроха хорошо бегает, прыгает, лазает, пытается играть в групповые игры. После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. Мальчики, ранее показывающие скачкообразное прибавление длины и веса, переходят на более плавные изменения этих показателей. К 4-м годам многие девочки догонят по весу и росту сверстников мальчиков.
Психическое развитие:
Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами выходит на новый этап.
- Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым
- Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом.
- Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет
- Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно
- Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей
4 – 5 лет:
Физическое развитие:
Двигательные навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше малыш будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями.
Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:
- Комплексы упражнений для тренировки физических навыков
- Подвижные игры и прогулка
- Дополнительные занятия, спорт
- Формирование базы знаний о здоровом образе жизни
Психическое развитие:
В 4-5 лет психика ребенка продолжает развиваться достаточно быстро. Малыш осваивает основные навыки коммуникации, начинает осознавать свое место в социуме, семье. Пока ему сложно разграничивать мир фантазий и реальность, поэтому важно в этот период стараться сохранять спокойную доброжелательную атмосферу, избегать лишних стрессов. Кризисные явления, свойственные предыдущему периоду (кризис 3 лет) сошли на нет. Большинство детей между 4 и 5 годами жизни ведут себя спокойно, уравновешенно, поддаются воспитательным методам легко, готовы подчиняться установленным в семье законам.
5 – 6 лет:
Физиологические изменения:
В 5-6 лет физиологические изменения, происходящие с ребенком мало заметны, но очень важны. Самой приметной особенностью этого периода является быстрый рост. Многие дети вырастают за 12 месяцев на 7-9 см., при этом вес изменяется несущественно, в пределах 2 кг. Средний рост для ребенка 6 лет составляет 115,5 см, средний вес — 20 кг. Но эти показатели очень индивидуальны. Если ваш малыш меньше или больше нормы на 10-15%, то он находится в рамках физиологической нормы.
Физические умения:
- быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
- прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
- приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
- кувыркаться через голову; ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
- чередовать движения;
- кидать мяч из любого положения в разные стороны;
- лазать по стенке;
- висеть не перекладине на 1 или 2-х руках
Психическое развитие:
- заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть;
- выстраивать отношения. Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека;
- быть терпимым, милосердным. Поговорите с карапузом об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки;
- контролировать собственные эмоции, избегать агрессии;
- вести диалог, выслушивать собеседника;
- преодолевать свои страхи. Покажите крохе, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться;
- правильно просить о помощи, благодарить за услуги
6 – 7 лет:
Физическое развитие:
В 6-7 лет ребенок умеет выполнять много различных физических упражнений. Физическое развитие ребенка в 6-7 лет — совершенствование уже имеющихся навыков. Рекомендуется предлагать различные упражнения в течение дня: утреннюю гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе, спортивную секцию или упражнения дома на оттачивание менее развитых навыков.
Психическое развитие:
В 6-7 лет в психике ребенка происходит качественное изменение понимания собственного “Я”. Малыш осознает, что он отдельная личность, начинает четко понимать свои желания и знает, как их выполнить. Происходящие изменения в самосознании усиливают самостоятельность, требование уважительного отношения к его мнению. Мальчики и девочки в 6-7 лет начинают проявлять интерес к учебной деятельности, труду. Этим желанием рекомендуется воспользоваться, настраивая ребенка на приближающийся школьный период. Через познание собственного “Я” и появление умения рассуждать, в психике ребенка появляется осознанная оценка собственных действий. Ребенок теперь полностью отдает отчет своим поступкам, может предугадать результат знакомых действий. В поведении заметно, как малыш отходит от принципа “хочу и делаю”, и чаще стремится оценить поступок исходя из своих возможностей и требований родителей. В 6-7 лет происходит активное развитие моральных качеств, ребенок понимает разницу в понятии добро и зло, хорошо и плохо, красиво и некрасиво и т. д. При этом, сложившаяся картина мира еще очень гибкая, легко проводить коррекцию неправильных шаблонов поведения, формировать личностные качества. Роль воспитательных бесед, книжек, мультфильмов и общения со сверстниками на этом этапе велика. Оценивая разные варианты действий, отношения, поведения, ребенок формирует свою личность.
|